«Я поеду есть в «Лондон», или Одну и ту же сказку можно рассказать по-разному

Статьи

 

Сегодня билет Союза журналистов России вручен ресторанному критику и уральскому гулливеру.

Яков Можаев (справа) — пока единственный, кому удалось перекрыть собой буквы верхнего ряда в названии свердловского Домжура. Билет Союза журналистов вручает председатель СТСЖ Александр Левин

Не рискнем спорить, что при своем двухметровом росте новобранец – самый высокий из уральских коллег: среди тысячи с лишним списочного состава регионального творческого союза может оказаться и кто-либо повыше.

И даже специализацию ресторанного критика не объявим самой экзотической, ведь в той же сегодняшней партии пришел билет Андрею Елецкому – художнику, музыканту и только в третьей ипостаси – постоянному автору журнала «Веси».

Но когда гигант-ресторанный критик в течение получаса буквально выстреливает названиями проектов вроде: «Урал гастрономический», «Байки Харитоновского парка», «Обед разночинца», набрасывает несколько маршрутов экотуризма и заявляет, что Мамин-Сибиряк недооценен («Хичкок отдыхает!») – как говорится, с этого места поподробнее.

Вы утверждаете, что знаете способ, как представить территорию — конкретно, Урал — так, чтобы так называемый внутренний туризм значительно вырос?

Не только внутренний. Есть несколько подходов к истории места. Один – формальный: это здание было построено в таком-то году архитектором таким-то, здесь жил тот-то и делал то-то. Есть подход живой, идущий от жизни: а что за люди здесь жили? Что они ели, что они пили? Куда ходили и как развлекались?

Был я Вене, слушал рассказ экскурсовода о дворце Франца-Иосифа. Не запомнил ни одной цифры. А вот что любимая еда у него была тушеная говядина – это я запомнил, как и то, что он, поджидая, когда фаворитка выйдет из Венской оперы, сидел обычно в таком-то кафе. В дореволюционном Екатеринбурге на теперешней улице Малышева был замечательный трактир «Лондон» с тематическим обедами. Владелец привозил поваров из Москвы, Петербурга, и они устраивали гастрономические вечера для гурманов. Если по договоренности с каким-нибудь рестораном воссоздать эти блюда – это ж вообще будет бомба!

В минувшее воскресенье в Ельцин Центре прошла благотворительная акция: вдова первого президента России Наина Ельцина давала мастер-класс по приготовлению ее знаменитого творожного печенья…

Это прекрасно. Такие вещи – путь к сердцу человека. Десяток скучных лекций не заменит одного такого живого общения. Это может быть, как вы сказали, благотворительная акция. Блюда по рецептам известных людей могут украсить и разнообразить обычный туристический маршрут, а могут стать основой для отдельного проекта «Урал гастрономический».

Это прожект или?…

Ведутся переговоры и с рестораторами, и с организаторами туристических маршрутов. Люди всегда хотят приехать куда-то и попробовать то, что они ни в каком другом месте попробовать не смогут. Едут за новыми эмоциями. За удивлением.

Что может предложить им Урал?

Основной ценностью этих мест всегда были дары леса. Что люди там добывали, что оттуда несли, то и было основной гастрономической ценностью. Грибные солянки совершенно потрясающие. Мукú не было – делали вкуснейшие шанежки с местными злаками. А блюда из дичи? Из речной рыбы? Здесь в 1900-м году работал один заводчик, который разводил ершей. Делал из них густой наваристый бульон, который… возил в Москву и Санкт-Петербург. У Аверченко есть рассказ, в котором упоминается бульон «Ерши». Я думаю, не наш ли? С другой стороны, Урал, вбирая в себя традиционные рецепты, очень сильно их… перерабатывал. Уральские пельмени сильно отличались от сибирских и от пермских.

Ну, хорошо, это в прошлом. А во что ваша инициатива может вылиться сейчас?

В туристический маршрут, в культурную программу, программу лекций с дегустацией. Книгу, буклет, отдельное направление экотуризма.

Так уж прямо и отдельное? А не уйдет ли все в бажовщинку, в местечковость, мелкотемье, говоря по-журналистски?

Одну и ту же сказку можно рассказать по-разному. Я очень опечален тем, что культурный срез уральский недооценен, используется без огня, без искорки. У Мамина-Сибиряка, допустим, каждую историю можно рассказать как триллер. Там же саспенс*, Хичкок отдыхает!

И еще. Не томить людей в городе, гоняя по маршруту Европа-Азия – Ганина Яма – Храм-на-крови. Вывезти в лес, на природу. Что смогут насобирать в лесу, дополнить заранее приготовленными ингредиентами и предложить самим приготовить для себя еду по уральским рецептам…

Позвольте в ваш рецепт добавить ложку дегтя, то бишь скепсиса. Вот разрабатывает кто-то экомаршрут, визуализирует его, оцифровывает, выкладывает в интернет – и всё очарование исчезает: раз увидел, больше не захочешь прошагать здесь ножками.

А запахи, вкусовые ощущения? Интернет пока – и слава богу! – этого передавать не может. В этом еще одно большое преимущество гастрономии. Из этого возникает общее ощущение неповторимости происходящего. Оно западает в память. Его оттуда хочется выудить снова. За такими впечатлениями человек готов ехать на край света.

Сергей ПЛОТНИКОВ, редактор сайта СТСЖ

Кстати

Среди тех, кому будут вручены поступившие билеты СЖР, есть немало упомянутых на сайте, а также частых гостей и созидателей Дома журналистов. По сей день стены верхнего фойе украшают картины художника Андрея Елецкого — после завершения своей выставки он оставил в ДЖ часть своих ярких полотен, дабы сохранить в творческом доме атмосферу праздника. Всю зиму радовали глаз посетителей художественные фотографии ветерана журналистки Льва Буйнакова (он получит билет СЖР взамен утраченного). Его ледовые узоры запомнились многим. Как и снимки Станислава Савина — руководителя гильдии фотокоров и бескорыстного создателя фотолетописи Домжура. Ольга Чернокоз более десяти лет редактирует политико-экономический журнал «Регионы России», она новичок лишь в творческом союзе, а в политологии, социологии и журналистике — аналитик и эксперт. Каждый из тех, чьи фотографии вклеены в новенькие книжечки-билеты, достоин отдельного рассказа. Надеемся, новые коллеги по СТСЖ дадут немало информационных поводов для этого.


*Са́спенс (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства. Применительно к кинематографу, видеоиграм и изредка к литературе словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах и в фильмах ужасов, а также в хоррор-играх.

Статьи - еще материалы
08 Июня, 09:35
Добавлены фотографии

Почту не критикует только ленивый. Среди собравшихся в минувший вторник на четвертом этаже екатеринбургского Главпочтамта ленивых не нашлось. Но если критика и звучала, то конкретная и конструктивная. И почтовики отвечали на нее внятно и по делу. Потому что были настроены на диалог. Именно руководство Управления федеральной почтовой службы Свердловской области стало инициаторами рабочего совещания по вопросам продажи местной прессы в почтовых отделениях области.

30 Марта, 12:15
Добавлены фотографииДобавлены видео

Состоялась рабочая встреча по вопросам взаимодействия со СМИ судов и органов судейского сообщества.

17 Сентября 2023, 13:22
Добавлены фотографии

В начале осени в Екатеринбурге прошли встречи читателей с авторами и составителями поэтического сборника «Воскресшие на третьей мировой» — Дмитрием Ларионовым, Татьяной Коптеловой, Алексеем Колобродовым и Олегом Демидовым. 

18 Марта 2022, 08:55
Добавлены фотографииДобавлены видео

Мы не впервые обращаемся к теме журналистики вооруженных конфликтов. Но впервые — когда горячая точка еще не погасла, и там продолжают работать наши коллеги, в том числе из Свердловской области. Один из них только что вернулся с Донбасса.

31 Мая 2021, 15:46

В Доме журналистов председатель Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин и ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на повышение доступности и качества оказания правовой помощи журналистам, развитие совместных научно-образовательных проектов, создание Центра правовой защиты журналистов.

04 Ноября 2020, 09:07
Добавлены фотографии

...или они объединятся в одну профессию? Эти и другие вопросы обсуждают участники проекта Общественной коллегии по жалобам на прессу.

30 Июня 2020, 12:42
Добавлены фотографии

 

Увидела свет памятка о мерах поддежки СМИ в условиях пандемии. Читайте, скачивайте, применяйте.

10 Апреля 2020, 12:27

Международная Федерация Журналистов (МФЖ), крупнейшая в мире журналистская организация, представляющая около 600 тысяч журналистов из более чем 146 стран мира, публикует рекомендации для СМИ, чтобы призвать всех соблюдать необходимые меры предосторожности и выполнять рекомендации медицинских экспертов в период кризиса.

03 Марта 2020, 09:34
Добавлены фотографииДобавлены видео

 

 

3 марта исполнилось 90 лет газете Талицкого городского округа «Сельская новь».

14 Июля 2019, 18:14
Добавлены фотографии

2019 год распоряжением губернатора Свердловской области объявлен Годом Павла Бажова – в целях популяризации творческого наследия уральского писателя и в связи со 140-летием со дня его рождения. Свердловский творческий союз журналистов активно участвует в мероприятиях, посвященных этой дате.

2024

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2015
Информация

 

 

 

На сайте работает специальная форма обратной связи. Чтобы ей воспользоваться, нажмите ЗДЕСЬ

* — «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, чем тот, что в пулях» — один из самых известных афоризмов Георга Кристофа Лихтенберга, философа и публициста

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru