Реконструкция особняка горного инженера Утякова, в котором планируется расположить свердловский Дом журналистов, близится к завершению

10.02.2015

Близится к завершению реконструкция особняка горного инженера Павла Утякова, в котором планируется расположить Свердловский творческий союз журналистов. В данное время полным ходом идут отделочные работы. Шаг за шагом, под строгим присмотром реставраторов, дом обретает свой исторический облик.

Уже вставлены оконные переплеты – не современные стеклопакеты, а аналог точно таких же деревянных рам с металлическими шпингалетами, какие были в доме его первого хозяина. Роскошные двустворчатые двери до поры до времени скрывают от посторонних глаз дизайнерское оформление интерьеров. В полном соответствии с классической технологией переложена заново, по кирпичику, старинная печь. Сегодня участники еженедельной планерки, в которой участвуют представители ответственных за ход реставрационных работ организаций, стали свидетелями самых последних приготовлений перед тем, как разгорится манящий огонь в печи, негромко затрещат душистые поленья, создавая атмосферу уюта, творчества, покоя. А выпадет из топки уголек – не беда. Сегодня плиточники укладывали на полу возле печи специальный настил, ставили последнюю точку в долгом реставрационном процессе.

В большом доме Павла Утякова – несколько печей. Для того, чтобы восстановить их историческую облицовку, изрядно поизносившуюся за сто лет «жизни», был приглашен уникальный мастер из Полевского – Владимир Ломовцев, на счету которого десяток изразцовых иконостасов (в том числе, в Максимилиановском храме в центре Екатеринбурга). Работу в Доме журналистов Владимир считает не менее сложной и интересной. Печи в усадьбе Утякова были облицованы белыми плитками, а это накладывает на мастера особую ответственность. За причудливым рисунком можно спрятать неровность, плохую подгонку. Белое обязывает к абсолютной точности и чистоте работы. Зато какой эффект: при разном освещении изразцы играют, впитывая в себя яркую синеву весеннего неба, розовые отсветы заходящего солнца, изысканную серость дождливого дня или золото увядающих кленов.

Cлева вверху – «осовремененная» печь до реставрации (март 2014). Слева внизу: печи уже придан первоначальный вид (сентябрь 2014). И вот уже к кирпичам по исторической технологии крепится плитка (ноябрь 2014): снимок справа.

Изразцы были отлиты вручную в специальных формах.Это не привычные нам плоские плитки, а объемные изделия с особой подставкой на тыльной стороне.

За эту подставку изразцы крепятся к проволочному каркасу, который устанавливается одновременно с выкладыванием печи. Сто лет назад работа велась так. Ряд кирпича, поверх проволочные прутья, раствор, следующий ряд кирпича. Когда конструкция «схватывается» – изразцы крепятся проволочными прутьями за подставку. Внутрь, между кирпичом и изразцом, заливается раствор. После этого можно переходить к следующему ряду. При такой технологии ни одна плитка не отклеится и не выпадет. В соответствие с этой исторической техникой работал уральский мастер. Крепежом служили сохранившиеся с утяковских времен проволочные крепления и современные, там, где старые при реставрации не уцелели. Глинистый раствор и жаропрочный клей по составу были аналогичны историческим. Получилось очень красиво и элегантно.

И есть надежда, что простоит еще сто лет. Во всяком случае, именно такую амбициозную задачу ставят перед собой реставраторы будущего Дома журналистов.

 

Фото Александра Зайцева и Алексея Кунилова («Областная газета»)

* — «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, чем тот, что в пулях» — один из самых известных афоризмов Георга Кристофа Лихтенберга, философа и публициста

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru