Журналистика горячих точек: что, зачем, почему?

Статьи

Мы не впервые обращаемся к теме журналистики вооруженных конфликтов. Но впервые — когда горячая точка еще не погасла, и там продолжают работать наши коллеги, в том числе из Свердловской области. Один из них только что вернулся с Донбасса.

Игорь Чукреев — один из тех, кто к творческому союзу «не ученым хрящиком прирастал». И точно не из тех демагогов, кто палец о палец не ударил для медийного сообщества, зато всегда держит кукиш в кармане: дескать, куда смотрит союз журналистов.

Игорь уже пять лет помогает нашему союзу. Был в числе организаторов первого участия Дома журналистов в проекте "Ночь музеев". Открыл в рамках Школы практической журналистики «Лабораторию ДомЖура» для юнкоров. Отложил лабораторную работу по уважительной причине — поехал в командировку на Донбасс. Набрался впечатлений. Интересные и важные для читателей ЕАН отразил в своих репортажах. Просьбу военкоров, как застраховаться на случай боевой травмы, передал в Центр правовой защиты журналистов. Мыслями о роли журналиста в освещении вооруженных конфликтов по нашей просьбе делится для сайта СТСЖ.

Игорь Чукреев (справа) рассказывает о своей командировке на Донбасс председателю СТСЖ Александру Левину

 

«Донецк, взрывы, фронт, еще больше взрывов — зачем? Зачем в это пекло лезут журналисты? Я прошел по краю, коллеги заходили гораздо дальше. Они прорывались к Мариуполю, к самой линии фронта, делали видеорепортажи, записи комментариев с задним фоном в виде уличных боев. Там, на расстоянии в 300 метров трещали автоматные очереди. На таком расстоянии достаточно случайности — и пуля из «калашникова» прошивает бронежилет. А они вставали в полный рост и надиктовывали на камеру свои репортажи и продолжают это делать сегодня, каждый день. Зачем? Зачем это безумие, этот риск? Мы в редакции нашли для себя вот какой ответ на этот вопрос.

Этот ответ состоит из нескольких частей. Думаю, это нормально, как и то, что ответ родился в событиях, которые происходили в разное время и в разных частях света.

 

Для блогера хайп — цель, для журналиста — средство

 

До Донбаса у меня был Казахстан. Митинги, погромы.

До Казахстана от Екатеринбурга ехать три часа. Можно дольше, но достаточно трех часов. Это рядом. Когда мы в редакции смотрели на новости о происходящих там событиях — мы понимали: ехать надо, потому что громко и близко. Но был вопрос — зачем? Тогда мы сформулировали для себя несколько гипотез. Все они подтвердились. Одна из них касалась как раз ответа на этот вопрос — зачем вообще журналист едет туда, где происходит какая-то дичь?

Свою основную задачу мы тогда сформулировали так: разобраться. Казахстан  похож на Россию, какие глубинные причины привели к протестам, кто и как их организовал, что дальше и какие выводы стоит из этой истории сделать нам? Для решения этой задачи мы разработал маршрут, который отличался от того, которым двинулось большинство коллег. Мы понимали, что все равно их не опередим, у нас нет таких ресурсов и поэтому разработали альтернативный сценарий. План удался — теперь мы это так и называем «казахстанский сценарий». Суть его заключалась в том, чтобы «проползти» по всей стране, пообщаться с представителями всех слоев населения, получить некий «объемный» взгляд на события.

По итогам поездки мы изучили результаты: сколько потрачено, сколько «кликов» получено, какая именно аудитория пришла и так далее. И обнаружили, что, хоть, и рассматривали этот проект, как некий имиджевый эксперимент, но он дал вполне конкретный, материальный результат — эффективный прирост аудитории. Причем, и это важно — аудитории, интересующейся аналитикой. Как показал этот эксперимент, такой вывод мы сделали из наших результатов, запрос на аналитику в российской аудитории на один-два порядка выше, чем это предполагалось; настолько высок, что в перспективе можно строить монетизируемые модели СМИ на этой основе.

Одновременно мы обнаружили еще одну вещь. Сопоставляя результаты с открытыми данными других СМИ мы пришли к выводу, что результат был бы еще выше, если бы у нас была и аналитика, и фоторепортажи с баррикад. Да, в этом случае мы получили бы наплыв низкокачественных кликов — огромное количество людей, большая часть из которых пришла бы из любопытства. Но, одновременно, в этой толпе мы получили бы и еще больший прирост аудитории, пришедшей за аналитикой.

Вот как это работает. Задача СМИ — давать читателям понятную картину реальности, это наш «товар». Эта задача решается в первую очередь за счет обзоров и других аналитических текстов, а также за счет перечисления фактов и описания связей между ним. Но для продвижения СМИ в целом и его аналитики по конкретной значимой информации — нужны «хайповые» тексты. То, что вызывает эмоции: фотографии с мест, репортажи, мнения и впечатления очевидцев.

Это не новая концепция. Лично я впервые задумался над нею еще более двадцати лет назад. Но в первый раз эта теория была подтверждена на практике в конкретных цифрах.

Тут, кстати, есть и ответ на вопрос, который профессиональное сообщество, да и вся аудитория, задает последние 20 лет: чем блогер отличается от журналиста? Вот он ответ: задача журналиста — осмысление реальности и такое ее описание читателю, которое позволит тому сформулировать для себя на основе фактов и представленных концепций некую непротиворечивую и, желательно, «успешную» картину реальности. А для блогера значение имеет лишь размер кликовой аудитории, монетизируемый в рекламные контракты. Для блогера хайп — это цель, для журналиста — средство.

 

Свой парень там

 

Донбасс — это далеко от Екатеринбурга, очень. И на начальном этапе было не особенно понятно, насколько значимыми будут происходящие там события. Насколько оправдано, даже с учетом написанного выше, отправлять в такую даль корреспондента? Не эффективнее ли было бы договориться с кем-то из местных журналистов о сотрудничестве? И тут мы столкнулись с проблемой, с которой сталкивались ранее и при принятии решения относительно Казахстана.

Проблема была в том, что мы не знаем этих людей. Да, мы видим публикации, в том числе и хорошие и очень хорошие, но мы не знаем этих людей, не знаем, о чем они думают, чем живут, насколько объективны, насколько их понимание ситуации действительно совпадает с вопросами нашей аудитории. И эта же проблема возникает и у читателя: наш читатель не знает этих людей и, соответственно, не знает, можно ли доверять их текстам, точке зрения.

Вопрос доверия — это не только вопрос изложения фактов, соблюдения принципов объективности. Это больше даже вопрос того, насколько автор понимает, сопереживает нашей аудитории, ее интересам и ее пониманию реальности, близок к ней.

Это, кстати, отвечает и на вопрос о том, почему информация, распространяемая центральными редакциями и не поддерживаемая авторскими текстами региональных журналистов, вызывает недоверие у части населения в регионах, которую мы наблюдали в первые недели начала спецоперации.

Проблема в том, что какими бы талантами ни обладали журналисты, живущие в Москве, но они разговаривают на языке, понятном лишь москвичам и непонятном всей остальной стране. Потому что им непонятны проблемы, темы, вопросы, касающиеся всей остальной, столь разнообразной по своему этническому и социальному составу страны.

С тем же успехом центральные каналы могли бы читать новости на китайском. Журналисты, сидящие в Москве, на центральных каналах — непонятны ни Екатеринбургу, ни Самаре и никому, кроме москвичей. Их информация становится понятна лишь тогда, когда на ту же тему делает то же самое региональный журналист — лишь после этого информация, транслируемая центральными каналами, начинает восприниматься в регионах. И уже с опорой на тексты понятного ему «своего» журналиста читатель начинает анализировать всю остальную информацию, вычленять из нее и сопоставлять факты.

Поэтому мы и пришли к выводу: события явно будут касаться всех, в том числе и отразятся на нашем регионе — читателю нужен взгляд нашего, понятного ему — читателю, журналиста там.

И это вторая причина, по которой журналисты едут в подобные места. Это «свой парень» там — что-то вроде исследователя, представляющего региональное сообщество на месте событий и предоставляющий сообществу понятную информацию. Подготовленного исследователя, понимающего, что еще можно сделать, где, какую информацию взять для составления максимально «объемной картинки»: изучить не только сам Донбасс и обстановку там, но и приграничье — Ростовскую область, и ближайший аналог — Крым, Севастополь, тоже непосредственно связанные с происходящими событиями.

 

Журналисты против диванов

 

Конан Дойль как-то вложил в речь Шерлока Холмса такую фразу: «Умный человек, находясь посреди пустыни, по капле воды способен представить себе океан». Шерлок Холмс вообще был не очень умным человеком. К примеру, верил, что змеи могут ползать вверх по веревочкам. Но тем не менее, такой вопрос тоже существует.

В самом деле: зачем куда-то ехать? Ведь можно же включить ум, фантазию — представить себе все необходимое и так описать, сделать выводы.

Разница будет такая же, как между человеком, который всю жизнь смотрел ролики о ремонте автомобилей и человеком, который всю жизнь занимался ремонтом автомобилей.

Коллегам был нужен автомобиль, Игорю (слева) — «броник». Ченч позволил добраться до цели. Профессиональная солидарность в действии. 

Ощущения, опыт, факт присутствия на месте событий — все это важно. Это одно, когда журналист пишет о боевых действиях, необходимости присутствия где-то российской армии, сидя дома, в безопасности, на диване. И совсем другое — те ощущения, мысли, которые у него появляются, когда рядом с ним в дом сыплется кассета «Града». И только так, пройдя через собственные ощущения, изучив в том числе и эту сторону вопроса, журналист может честно сформулировать свое мнение о происходящем.

Да, на современной войне журналист тот же солдат, только без танка и автомата. В том смысле и только этом, что несет те же риски, сидит в тех же окопах. А иногда еще и вылазит из этих окопов, чтобы встать перед камерой и показать своей аудитории максимально подробную картинку.

Это тоже важный момент — читатель и зритель. Это нормально и хорошо, когда аудитории нужны подтверждения, доказательства, действительно ли автор находится на месте событий. Поэтому коллеги, в том числе и из Екатеринбурга, колесят сегодня по фронтовым дорогам Донбасса, делают репортажи с фоном из уличных боев. Потому что это тоже важно, для читателя, и это нормально, хорошо, что важно.

Тут, кстати, возникает ответ и на еще один вопрос, о котором профессиональное сообщество спорит уже два десятка лет: может ли робот или специальная программа заменить человека в журналистике? Может. Когда робот научится рожать, мерзнуть, получать удовольствие от еды и страдать от голода, научится умирать — только тогда он сможет в достаточной степени понять читателя, чтобы заменить человека. 

Так же как и центральные телеканалы лишь тогда смогут дать понятную екатеринбуржцу картинку, когда медиальная зарплата в Москве составит 35 тыс руб в месяц, а сам город переместится на Урал — в этот климат, в эти географически и социально-экономические условия.

Игорь Чукреев, обозреватель ЕАН

Медийное эхо

«Привыкли, при обстрелах в подвал уже не бегаем»: репортаж ЕАН из Донецка

 


К слову сказать

В ДНР уже шестой год живет и работает уральский журналист Сергей Пеляницин. Сейчас он — генеральный директор ГУП ДНР "Первый Республиканский канал Донецкой Народной Республики", а на Донбасс прибыл просто добровольцем. Сергей остается на учете в СТСЖ, когда приезжает в Екатеринбург, обязательно бывает в Доме журналистов. Понимает, как непросто командированным на Донбасс коллегам за короткое время освоиться в новых реалиях и выполнить задание редакции. Поэтому готов помочь и уже помогает установить связь с источниками достоверной информации в ДНР.

Сотрудники телеканала, как и автор статьи Игорь Чукреев, пишут новейшую историю Донбасса и Крыма, пытаются осмыслить ее и донести до зрителей средствами телепублицистики. 18 марта объявлен Днём воссоединения Крыма с Россией: в 2014 году в этот день состоялся референдум, в результате которого 96,7 процента крымчан проголосовали за вхождение полуострова в состав России.

Статьи - еще материалы
17 Сентября 2023, 13:22
Добавлены фотографии

В начале осени в Екатеринбурге прошли встречи читателей с авторами и составителями поэтического сборника «Воскресшие на третьей мировой» — Дмитрием Ларионовым, Татьяной Коптеловой, Алексеем Колобродовым и Олегом Демидовым. 

31 Мая 2021, 15:46

В Доме журналистов председатель Свердловского творческого союза журналистов Александр Левин и ректор Уральского государственного юридического университета Владимир Бублик подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на повышение доступности и качества оказания правовой помощи журналистам, развитие совместных научно-образовательных проектов, создание Центра правовой защиты журналистов.

04 Ноября 2020, 09:07
Добавлены фотографии

...или они объединятся в одну профессию? Эти и другие вопросы обсуждают участники проекта Общественной коллегии по жалобам на прессу.

30 Июня 2020, 12:42
Добавлены фотографии

 

Увидела свет памятка о мерах поддежки СМИ в условиях пандемии. Читайте, скачивайте, применяйте.

10 Апреля 2020, 12:27

Международная Федерация Журналистов (МФЖ), крупнейшая в мире журналистская организация, представляющая около 600 тысяч журналистов из более чем 146 стран мира, публикует рекомендации для СМИ, чтобы призвать всех соблюдать необходимые меры предосторожности и выполнять рекомендации медицинских экспертов в период кризиса.

03 Марта 2020, 09:34
Добавлены фотографииДобавлены видео

 

 

3 марта исполнилось 90 лет газете Талицкого городского округа «Сельская новь».

14 Июля 2019, 18:14
Добавлены фотографии

2019 год распоряжением губернатора Свердловской области объявлен Годом Павла Бажова – в целях популяризации творческого наследия уральского писателя и в связи со 140-летием со дня его рождения. Свердловский творческий союз журналистов активно участвует в мероприятиях, посвященных этой дате.

16 Июня 2019, 08:42
Добавлены фотографии

На должность вице-президента во время конгресса МФЖ был избран Тимур Шафир — глава Международного отдела Союза журналистов России. В интервью RT он рассказал, как это назначение может повлиять на российскую журналистику, какова современная миссия МФЖ и с какими проблемами сталкиваются представители СМИ разных стран.

24 Мая 2019, 14:52
Добавлены фотографии

Журнал Esquire Singapore на своей официальной странице сообщил о выходе первого в отрасли печатного номера журнала, в котором размещены статьи, написанные и отредактированные роботом.

31 Декабря 2018, 15:34
Добавлены фотографии

Год большого перелома — впервые в России объем рынка рекламы в интернете превысил объем рынка рекламы на ТВ. Сетевая аудитория выросла в этом году на 3% и достигла 90 млн — это 73% населения страны. Эту тенденцию анализирует COLTA.RU.

2023
2022

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
Информация

 

 

 

На сайте работает специальная форма обратной связи. Чтобы ей воспользоваться, нажмите ЗДЕСЬ

* — «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, чем тот, что в пулях» — один из самых известных афоризмов Георга Кристофа Лихтенберга, философа и публициста

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru