Два почерка в одной тетради: на память о журфаке

Путешествие в обратно

Есть имена, настолько прочно связанные с историей журналистского образования на Урале, что без них невозможно представить ни эту историю, ни журфак УрГУ-УрФУ. Есть люди, которые бережно собирают и хранят эту историю. И сами становятся ее частью.

Нет студента журфака уральского университета с начала 1970-х и до начала "лихих 90-х", который не знал бы Лену Ивановну Фролову и не хранил бы о ней самые теплые воспроминания. И она помнит многое и многих. Публикуем небольшой фрагмент с ее страницы в Facebook.

Лена Фролова

Читаю на днях, что на родном факультете журналистики заканчивается

Лена Ивановна Фролова у Дома журналистов в день встречи однокурсников

оформление именной аудитории — нашей 438-ой: она будет носить имя знаменитого писателя и выпускника Владислава Крапивина. И есть призыв дополнить экспозицию , чтобы создать атмосферу 60-х годов. Например, передать пишущую машинку, фотоаппарат, учебники, конспекты...

И захотелось рассказать об одной тетради своей студенческой поры. Вот она — с надписью " Общая тетрадь", в сиреневой обложке , жаль, что не в плотной, 48 листов, цена 72 коп. Вид вполне сохранный, хотя и в рабочем варианте, что важно.
На обложке надпись — " Спецкурс. Военная журналистика. Б.С.Коган". Это наш третий курс , 1957-58 учебный год.
Тогда для всех нас война была еще очень близко.

Этот спецкурс Борис Самуилович разработал сам, учебных пособий (да и по другим предметам тоже) почти не было. Студенты многое " брали с голоса", записывая лекции. Даже сейчас, перечитывая записи в тетради, прямо слышишь его интонацию, манеру общения с аудиторией: всё выверено, спокойно, аргументировано и — окрашено личным отношением к теме. Борис Самуилович был в действующей армии все годы войны и понимал цену печатного слова на фронте, труда журналистов в шинели . Преподавателем университета стал в 1946 году.

Петр Лидов (первым написал о подвиге Зои), Б.Полевой , К.Симонов, Б.Горбатов. Е.Петров,, А. Серафимович... Все на передовой, у каждого свой фронт и свой почерк. Краткий обзор творчества, четкость оценок, никакого пафоса.

Читаешь в тетради беглые слова: И.Эренбургу указали на ошибку в " Правде", В.Гроссману пеняли за излишнюю обобщенность выводов и т. д , и т.п., и вдруг остро сочувствуешь и лектору, и авторам: теперь-то мы столько знаем не по-школярски о том времени, о той суровой эпохе. И чем реально оборачивалась такая критика...

Тетрадь невольно удивит тем, что записи в ней сделаны двумя почерками. Почему? Это ноу-хау однокурсника Володи Зуева. Дело в том, что тогда на курсе были только две группы: мужская и женская. Лекции вместе, семинары раздельно. Зуев был старше многих из нас, поступил после армии, жил на окраине города, очень ценил время. И предложил мне вести запись лекций вдвоем, попеременно, но уж на совесть, чтобы было ясно и понятно. А другой в это время успевал что-то другое читать, конспектировать или переводить "знаки". Все условия были приняты и выполнены. Видно, что тексты проработаны, дополнены, как и вопросы к зачету и краткие комментарии-памятки к первоисточникам. Именно ими — первоисточниками особенно дорожили, были они часто в одном экземпляре!

Надо ли сомневаться, что не только мы с Володей пользовались лекциями, это видно и по другим почеркам на полях, народец не ленился внести свою лепту в скоропись. О, это еще одна важная деталь: нынешние студенты наставляют на лектора всякие гаджеты, мало что сами пишут ручкой, а у нас темп записи был ого-го, да еще пользовались некоторыми знаками стенографии ( тоже учили этому немного, очень пригодилось в профессии).

Сохранилась у меня и другая тетрадь, с двумя теми же почерками: это записи лекций по истории русского изобразительного искусства, которые читал Борис Васильевич Павловский, ТОЖЕ наш ЛЮБИМЫЙ преподаватель. Он вел и другие предметы, водил нас в мастерскую художника, разбирал практические работы, его все знают как одного из основателей специальности искусствоведения в УрГУ, он член Союза художников, член-корреспондент Академии художеств.

Представить страшно, как давно это было. Действительно, НАША ОБЩАЯ ТЕТРАДЬ. Наша неразрывная связь, жизнь.


P.S. Профессиональная судьба нашего однокурсника Владимира Матвеевича Зуева сложилась так: журналист, работник издательства, много лет один из руководителей студии телевидения в Калининграде, член Союза писателей, автор трилогии о подростках на Брянщине в период войны и послевоенный ( сам родом оттуда), печатался в журналах " Юность", " Журналист", " Уральский следопыт".

Путешествие в обратно - еще материалы
11 Мая, 15:54

На недавнем заседании Серовской первичной организации Свердловского творческого союза журналистов говорилось об увековечивании памяти людей, внесших весомый вклад в развитие журналистики Серовского городского округа, на памятных мемориальных досках.

25 Октября 2022, 11:37

Выпускники журфака УрГУ советского периода за давностью лет могут и не вспомнить название дисциплины "Техника производства и оформления газеты", но точно помнят легендарного преподавателя техгаза В.Чичиланова. Пишет доцент УрФУ, кандидат филологических наук Рафаиль Исхаков.

08 Сентября 2022, 09:42
Добавлены фотографииДобавлены видео

Сегодня исполняется семь лет со дня открытия в столице Урала Дома журналистов. Пока недлинная история Домжура запечатлена в текстах, на снимках и в кадрах. Наиболее яркие события отражены в особенном разделе сайта. Посмотрим, вспомним, прочтем.

07 Сентября 2022, 14:05

Группа энтузиастов начала подготовку к важному историко-краеведческому проекту, посвященному 425-летию Государевой дороги («Бабиновской») — первого сухопутного пути через Уральский хребет.

23 Июля 2022, 08:07
Добавлены фотографии

День рождения — сугубо личный праздник. Если только эта личность накрепко не связана с каким-либо событием, явлением, историей. Например, историей молодежной газеты «На смену!».

22 Июня 2022, 08:51
Добавлены видео

Есть памятные даты, которые не празднуют. Их отмечают. Приспускают государственные флаги, возлагают венки к мемориалам героев и братским могилам солдат. День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной. 

14 Июня 2022, 13:09

В духовную столицу Урала по приглашению редактора местной газеты «Новая жизнь» Ларисы Агамагомедовой отправились корреспонденты школьных журналов «Класс-Екатеринбург» (гимназия 177) и «Вектор» (гимназия 120).

08 Января 2022, 09:42
Добавлены фотографии

100 лет назад, 8 января 1922 года, родился Анатолий Аграновский. «Моим студентам это имя ни о чем не говорит, — пишет выпускник журфака УрГУ, ученик мастера Валерий Выжутович. — А для моего поколения журналистов и газетных читателей оно не нуждается в сноске». Читайте воспоминания о замом известном из «известинцев».

08 Декабря 2021, 12:47
Добавлены фотографии

Вот и еще один год приближается к финишу. Самое время оглянуться назад и подвести некоторые итоги. Свердловский творческий союз журналистов начинает традиционную предновогоднюю «Перекличку». Первое слово журналистам первичной организации СТСЖ «Ветераны «Уральского рабочего».

28 Ноября 2021, 06:09

 

Занимаясь бытописанием современности, журналисты мало заботятся о сохранении истории самих летописцев — СМИ.

2023

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2022

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь
Июль

Август

СентябрьОктябрь

Ноябрь

Декабрь

2021
Информация

 

 

 

На сайте работает специальная форма обратной связи. Чтобы ей воспользоваться, нажмите ЗДЕСЬ

* — «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, чем тот, что в пулях» — один из самых известных афоризмов Георга Кристофа Лихтенберга, философа и публициста

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru