Замглавы Союза журналистов: Робот не сможет взять интервью

Дайджест

Заместитель председателя Союза журналистов Алексей Вишневецкий побывал на Урале, был почетным гостем XXII отчетно-выборной конференции СТСЖ. В интервью «РГ» он рассказал, как меняется современная журналистика и какое будущее ее ждет.

Алексей Вишневецкий (справа) в президиуме конференции СТСЖ: у вас тут интересно

Фото Бориса Яркова

Что с журналистикой происходит, Алексей Константинович? Как бы вы охарактеризовали ее состояние сегодня?

Алексей Вишневецкий: Да ничего не происходит. Все как всегда. Просто раздвинулись возможности журналистики, а мы оказались к этому не готовы. Вот и делаем какие-то неожиданные открытия для себя. Оказывается, журналистикой занимаются люди, которые не имеют представления об этой профессии. Вернее, им кажется, что они имеют представление, а на самом деле — нет.

Меняются информационные потоки, способ восприятия информации. Мы тоже к этому не готовы. Телевидение пока остается телевидением, поскольку работает, что называется, онлайн. Хотя большинство молодых людей, собственно, телевизор не смотрит. Они воспринимают мир через гаджеты, и телевидение под это пытается подстроиться. Начинает оценивать свои успехи или неуспехи не только по старорежимным рейтингам, которые делают различные агентства, но и по количеству просмотров.

Интернет-журналистика - это что-то странное пока. Она еще не понимает, что делает. Газеты не то, чтобы умирают, они просто имеют такой производственный цикл, который в принципе, конечно, не отвечает темпу времени. Если раньше газета была носителем информации, то теперь она носитель аналитики. Газета стала виниловой пластинкой…

В смысле — и выбросить жалко, и крутить неудобно?

Алексей Вишневецкий: Крутить неудобно, но, с другой стороны, сейчас идет всплеск интереса к винилу. Покупают пластинки, проигрыватели. Это считается круто. Мне кажется, газета станет чем-то таким же крутым. И это даже не возрождение, это просто другая жизнь. Шелест бумаги, запах типографской краски… — дорогая игрушка. Дешево — посмотреть за 300 рублей в месяц любую информацию в интернете и ту же самую газету, кстати, в электронном варианте.

Неплохой прогноз. Главное — чтобы печатные издания не вымерли к тому времени, когда кто-то их захочет "за дорого" купить…

Алексей Вишневецкий: Нет-нет, не вымрут. Помните прогноз из фильма "Москва слезам не верит"? "Ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение". Этого не произошло. И не думаю, что когда-то будет "один сплошной интернет". Что же касается интернет-журналистики, тут есть некая опасность, и многие думают, как ее избежать. Сейчас у автора текста появились абсолютно свободные выходы к аудитории. Написал - опубликовал, минуя редактора. Прямой путь к читателю или зрителю. Причем этот путь находят люди, которые никогда не занимались профессией, не обучались, не знают, что такое этика журналистского творчества, психология восприятия аудиторией тех или иных слов и контекстов.

Дело ведь не в том, что должна быть цензура. Но должна быть редактура. То есть профессиональные люди должны стоять на пути между автором и читателем. И это нормально. Все авторы, безусловно, гении, но не все читатели готовы воспринять адекватно то, что эти гении пишут или снимают и выкладывают в интернет. Можно называть это ретроградством, но, мне кажется, что здесь какой-то порядок должен быть рано или поздно наведен. Мы говорим об этом в Государственной думе. И председатель нашего профильного комитета озабочен вопросом, как же структурировать блогеров, ни в коем случае не наступая на свободу слова, применить закон о СМИ. Там ведь не только права журналистов прописаны, есть и обязанности. И их достаточно много. А главная - это аккуратное обращение с тем словом и с тем кадром, которые ты представляешь читателю, слушателю или зрителю.

Лонгрид — добро или зло? Хорошо это — предлагать читателю большой материал?

Алексей Вишневецкий: Безусловно, хорошо. Те, кто воспитан на клиповом мышлении, более 10 строк крупным шрифтом уже не воспринимают. Но мы же не можем ориентироваться только на них. И 30 лет назад не все большие материалы читали. Смотря как написано, смотря какая тема, заголовок, подача, фотография, мастерство автора. Если написано классно, дочитаешь до конца. Если плохо — никто не заставит.

Время от времени доносятся вопли: "Журналистика себя изжила! Материалы будут писать роботы"...

Алексей Вишневецкий: Это все ерунда! Мы же наблюдаем компьютерный кинематограф, но при этом почему-то актеры в нем остаются. Роботы и в шахматы играют, но гроссмейстеров это не отменяет. Многие ли болеют в матче с компьютером за компьютер? Конечно, я ужасно завидую людям, которые пришли в нашу профессию в компьютерную эру. Намного удобней и быстрее стало работать. Роботы облегчат задачу, но полностью заменить журналиста... Компьютер вряд ли сможет взять интервью у матери, потерявшей сына.

Источник

 

 

Дайджест - еще материалы
Сегодня, 10:17

 

Генеральный директор екатеринбургского телеканала «41 домашний» («Студия-41») Владимир Злоказов уволен с должности руководителя. Об этом «URA.RU» сообщил источник на телеканале.

14 Марта, 17:26
Добавлены фотографии

 

Сделка по продаже телекомпании «Студия 41» Монетному щебеночному заводу закрыта. Поскольку 100% данного ООО принадлежит Свердловской области, можно говорить о том, что медиаактив перешел в собственность региона, сообщает информагентство ЕАН.

13 Марта, 15:23
Добавлены фотографии

 

Уральские регионы получили предложение от Минкомсвязи РФ, которое поможет сохранить региональные телеканалы после отключения аналогового вещания в стране. Об этом сообщает информагентство «URA.RU».

11 Марта, 14:07
Добавлены фотографии

Государственная дума приняла в  третьем, окончательном, чтении два закона, вызвавших в процессе их обсуждения серьёзные споры в журналистском и правозащитном сообществах. Это закон о наказании за распространение "фейковых новостей" в интернете и закон о борьбе с материалами, оскорбляющими государственные символы и институты власти.

05 Марта, 17:36

 

Сегодня на сайте Союза журналистов России размещен список участников Всероссийского конкурса на лучшее журналистское произведение 2018 года СЖР.

27 Февраля, 11:54
Добавлены фотографии

 

У радиостанции «Город ФМ» сменился формат. Об этом сегодня сообщило РИА «Новый день».

26 Февраля, 08:39
Добавлены фотографии

 

Политтехнолог и бывший медиаменеджер Игорь Малашенко найден мертвым в Испании, сообщили источники “Ъ”. Ему было 64 года.

22 Февраля, 13:07
Добавлены фотографии

В Ленинском районном суде Екатеринбурга прошло слушание по иску сиделки Зуевой Н.А. к редакции РИА «Новый День» и адвокату Виталию Поддубному, который представлял интересы 94-летней Евгении Лосевой, ветерана ВОВ. Об этом сообщается на сайте «НД».

20 Февраля, 10:27
Добавлены фотографии

19 февраля «URA.RU» стало одним из самых упоминаемых информагентств страны — "пленарное заседание Госдумы началось с обсуждения нашего субботнего материала «Водителям, у которых нет гаража, хотят запретить покупать машины», — пишут руководители информагентства сегодня. — Обсуждение было длительным и настолько эмоциональным, что превратилось в информационный повод для новых заметок в массе СМИ и даже для сюжетов федеральных телеканалов».

Поскольку темой стал один из злободневных для СМИ и общества вопросов о достоверности информации и ответственности прессы за ее точность, публикуем разные точки зрения участников стихийной дискусии.

18 Февраля, 19:06
Добавлены фотографии

Увидел свет второй номер журнала «Алмазная спичка». Его издает наш коллега Дмитрий Сивков. Это не первый проект, который он придумал, сделал и презентует в областном центре. Теперь — в Литературной гостиной библиотеки имени В.Г.Белинского.

В Доме журналистов есть техническая возможность вести онлайн-трансляцию или делать полную и качественную аудиозапись пресс-конференций и других мероприятий. Фонограмма, если она велась, размещается в конце текста.

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru

Идет составление плана занятий на зиму и весну 2019-го. Подавайте заявки.

Тел.: 8 (343) 354 00 52