«Я поеду есть в «Лондон», или Одну и ту же сказку можно рассказать по-разному

Статьи

20 Апреля 2016, 18:01

Сегодня билет Союза журналистов России вручен ресторанному критику и уральскому гулливеру.

Яков Можаев (справа) — пока единственный, кому удалось перекрыть собой буквы верхнего ряда в названии свердловского Домжура. Билет Союза журналистов вручает председатель СТСЖ Александр Левин

Не рискнем спорить, что при своем двухметровом росте новобранец – самый высокий из уральских коллег: среди тысячи с лишним списочного состава регионального творческого союза может оказаться и кто-либо повыше.

И даже специализацию ресторанного критика не объявим самой экзотической, ведь в той же сегодняшней партии пришел билет Андрею Елецкому – художнику, музыканту и только в третьей ипостаси – постоянному автору журнала «Веси».

Но когда гигант-ресторанный критик в течение получаса буквально выстреливает названиями проектов вроде: «Урал гастрономический», «Байки Харитоновского парка», «Обед разночинца», набрасывает несколько маршрутов экотуризма и заявляет, что Мамин-Сибиряк недооценен («Хичкок отдыхает!») – как говорится, с этого места поподробнее.

Вы утверждаете, что знаете способ, как представить территорию — конкретно, Урал — так, чтобы так называемый внутренний туризм значительно вырос?

Не только внутренний. Есть несколько подходов к истории места. Один – формальный: это здание было построено в таком-то году архитектором таким-то, здесь жил тот-то и делал то-то. Есть подход живой, идущий от жизни: а что за люди здесь жили? Что они ели, что они пили? Куда ходили и как развлекались?

Был я Вене, слушал рассказ экскурсовода о дворце Франца-Иосифа. Не запомнил ни одной цифры. А вот что любимая еда у него была тушеная говядина – это я запомнил, как и то, что он, поджидая, когда фаворитка выйдет из Венской оперы, сидел обычно в таком-то кафе. В дореволюционном Екатеринбурге на теперешней улице Малышева был замечательный трактир «Лондон» с тематическим обедами. Владелец привозил поваров из Москвы, Петербурга, и они устраивали гастрономические вечера для гурманов. Если по договоренности с каким-нибудь рестораном воссоздать эти блюда – это ж вообще будет бомба!

В минувшее воскресенье в Ельцин Центре прошла благотворительная акция: вдова первого президента России Наина Ельцина давала мастер-класс по приготовлению ее знаменитого творожного печенья…

Это прекрасно. Такие вещи – путь к сердцу человека. Десяток скучных лекций не заменит одного такого живого общения. Это может быть, как вы сказали, благотворительная акция. Блюда по рецептам известных людей могут украсить и разнообразить обычный туристический маршрут, а могут стать основой для отдельного проекта «Урал гастрономический».

Это прожект или?…

Ведутся переговоры и с рестораторами, и с организаторами туристических маршрутов. Люди всегда хотят приехать куда-то и попробовать то, что они ни в каком другом месте попробовать не смогут. Едут за новыми эмоциями. За удивлением.

Что может предложить им Урал?

Основной ценностью этих мест всегда были дары леса. Что люди там добывали, что оттуда несли, то и было основной гастрономической ценностью. Грибные солянки совершенно потрясающие. Мукú не было – делали вкуснейшие шанежки с местными злаками. А блюда из дичи? Из речной рыбы? Здесь в 1900-м году работал один заводчик, который разводил ершей. Делал из них густой наваристый бульон, который… возил в Москву и Санкт-Петербург. У Аверченко есть рассказ, в котором упоминается бульон «Ерши». Я думаю, не наш ли? С другой стороны, Урал, вбирая в себя традиционные рецепты, очень сильно их… перерабатывал. Уральские пельмени сильно отличались от сибирских и от пермских.

Ну, хорошо, это в прошлом. А во что ваша инициатива может вылиться сейчас?

В туристический маршрут, в культурную программу, программу лекций с дегустацией. Книгу, буклет, отдельное направление экотуризма.

Так уж прямо и отдельное? А не уйдет ли все в бажовщинку, в местечковость, мелкотемье, говоря по-журналистски?

Одну и ту же сказку можно рассказать по-разному. Я очень опечален тем, что культурный срез уральский недооценен, используется без огня, без искорки. У Мамина-Сибиряка, допустим, каждую историю можно рассказать как триллер. Там же саспенс*, Хичкок отдыхает!

И еще. Не томить людей в городе, гоняя по маршруту Европа-Азия – Ганина Яма – Храм-на-крови. Вывезти в лес, на природу. Что смогут насобирать в лесу, дополнить заранее приготовленными ингредиентами и предложить самим приготовить для себя еду по уральским рецептам…

Позвольте в ваш рецепт добавить ложку дегтя, то бишь скепсиса. Вот разрабатывает кто-то экомаршрут, визуализирует его, оцифровывает, выкладывает в интернет – и всё очарование исчезает: раз увидел, больше не захочешь прошагать здесь ножками.

А запахи, вкусовые ощущения? Интернет пока – и слава богу! – этого передавать не может. В этом еще одно большое преимущество гастрономии. Из этого возникает общее ощущение неповторимости происходящего. Оно западает в память. Его оттуда хочется выудить снова. За такими впечатлениями человек готов ехать на край света.

Сергей ПЛОТНИКОВ, редактор сайта СТСЖ

Кстати

Среди тех, кому будут вручены поступившие билеты СЖР, есть немало упомянутых на сайте, а также частых гостей и созидателей Дома журналистов. По сей день стены верхнего фойе украшают картины художника Андрея Елецкого — после завершения своей выставки он оставил в ДЖ часть своих ярких полотен, дабы сохранить в творческом доме атмосферу праздника. Всю зиму радовали глаз посетителей художественные фотографии ветерана журналистки Льва Буйнакова (он получит билет СЖР взамен утраченного). Его ледовые узоры запомнились многим. Как и снимки Станислава Савина — руководителя гильдии фотокров и бескорыстного создателя фотолетописи Домжура. Ольга Чернокоз более десяти лет редактирует политико-экономический журнал «Регионы России», она новичок лишь в творческом союзе, а в политологии, социологии и журналистике — аналитик и эксперт. Каждый из тех, чьи фотографии вклеены в новенькие книжечки-билеты, достоин отдельного рассказа. Надеемся, новые коллеги по СТСЖ дадут немало информационных поводов для этого.


*Са́спенс (англ. suspense — неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere — подвешивать) — состояние тревожного ожидания, беспокойства. Применительно к кинематографу, видеоиграм и изредка к литературе словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах и в фильмах ужасов, а также в хоррор-играх.

В Доме журналистов есть техническая возможность вести онлайн-трансляцию или делать полную и качественную аудиозапись пресс-конференций и других мероприятий. Фонограмма, если она велась, размещается в конце текста.

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru

Завершился цикл занятий по вёрстке и газетному дизайну с участниками проекта "Единой Школьной газеты".

Тел.: 8 (343) 354 00 52