Рецепт от мастера: держи дистанцию и не используй фотошоп

Дайджест

 

Личный фотограф трех глав Среднего Урала Станислав Савин дал развернутое интервью. Бывший «личник» Куйвашева, Мишарина и Росселя рассказал, какими он их видел через линзу своей камеры и воочию.

С кем было проще всего, а с кем приходилось мучиться, чего нельзя было снимать, кто ковырял в носу, когда удалось нарваться на настоящую истерику и почему никогда не пользовался программой Photoshop — в откровенном интервью «URA.Ru» о самоцензуре и правилах работы в резиденции свердловских властей.

— Станислав, а вы помните свою первую съемку главы региона?

— Это был еще господин Страхов. Я тогда работал в «Главном проспекте». Мы, помню, какой-то банк открывали. Торжество по этом поводу проходило в Театре драмы, там присутствовали первый консул США в Екатеринбурге Джек Сигал и, конечно, весь бомонд Свердловской области.

Но Страхов мне особенно не запомнился. Разве что одна поездка… Была какая-то предвыборная «шняжка», и в связи с этим нам показали дачу Эдуарда Росселя, и потом повезли в загородную «резиденцию» к Страхову — это оказался скромный участочек, чуть ли не традиционные «шесть соток». Чайком журналистов напоили. Но мы все поняли, что это так… пыль в глаза.

А потом я пришел в «Областную газету», тогдашний ее редактор Глазков поддерживал кампанию Росселя — ну и пошло-поехало: командировки, встречи, репортажная, протокольная съемка. Помню, Эдуард Эргартович с первой же встречи начал за руку здороваться. Очень демократичный, искренний человек, совершенно лишенный какого бы то ни было высокомерия. Человек из народа — это про него.

Первый губернатор Свердловской области Эдуард Россель (в центре), его пресс-секретарь, ныне председатель СТСЖ Александр Левин (справа) на открытии фотоэкспозиции Станислава Савина (второй слева) у екатеринбургского главпочтамта 11 июня 2015 года.

Фото Алексея Кунилова, «Областная газета»

— Интересно, из протокольной съемки первого лица региона можно сделать «шедевр»?

— Безусловно. Особенно если речь идет об Эдуарде Росселе. Он же очень эмоциональный человек, не скрывающий свои эмоции даже во время официального общения. Он мог улыбнуться собеседнику, похлопать его по плечу — словом, вносил даже в протокольные встречи некую неформальность.

Хотя, конечно, репортажная съемка интересней. Задача протокольной — всего лишь зафиксировать факт в течение пяти-семи минут, сделать портреты официальных лиц.

Кстати, при Росселе нас очень деликатно, мило выставляли из кабинета, когда истекало отведенное время. Говорили: «Ребята, мы вам не мешаем?» Такой тонкий намек. После Росселя такого уже не было.

— Обходились более прямолинейно?

— Ну, например, первое впечатление от работы с Александром Мишариным — шок. Каменное лицо, сжатые губы, напряжение во всем теле… А сделать работу мне нужно в ограниченное время — и чтобы снимки были достойные. И по его поведению было непонятно, то ли уходить, то ли оставаться. Какой-то невнятный безэмоциональный кивок, смахивающий на тик.

Думаю, что и приближенные лица испытывали похожие чувства. Помню, при Росселе «протокол» мог спокойно зайти: «Эдуард Эргартович, время истекло, нужно уходить». При Мишарине такого не было. Я сам был свидетелем, как в приемной спорили его секретарша и сотрудник службы протокола, кому идти к «шефу» и напомнить, что его уже минут 15 ждет человек. Спор был на уровне: «Иди сам, мне уже с утра досталось». Трудно было к нему подход найти…

— Удавалось поймать его естественные человеческие эмоции?

— Удавалось. Иногда. Редко. Я его, извините, для себя охарактеризовал — «деревянный».

И потом с Мишариным пришла специфическая команда. А ведь, как известно, короля делает свита. Мне есть с кем сравнивать. В команде Росселя были специалисты высочайшего класса. Взять того же Александра Левина — с ним было очень просто договориться, он отвечал на любые вопросы, помогал организовывать работу.

А при Мишарине появились странные люди. Их даже снимать было сложно. Помню, снимал селекторное совещание. Сидят Мишарин и два его «соратника». Один (не буду называть фамилию) чистит ногти, разглядывает маникюр свой, чуть ли не в носу, пардон, ковыряет. А вокруг, между тем, камеры.

Поразительное неуважение. С прессой окружение Мишарина вообще не умело работать. Мы тоже, конечно, были с ним в поездках по области, но они были какие-то хаотичные, неструктурированные.

Помню, Александру Сергеевичу очень захотелось с блогосферой подружиться. Как-то взяли в поездку по нескольким объектам области (дорогам, стройкам) блогеров — целую машину загрузили. А это люди, которые представления не имеют, как работать «в поле». Им одно надо — сфотографировать что-нибудь «интересненькое» и сообщить кому-нибудь по телефону: «А я тут с губернатором катаюсь!» Цирк.

— С приходом Евгения Куйвашева стало, образно говоря, легче дышать?

— В общем — да. Поначалу Евгений Владимирович был несколько скован. Я так понимаю, ему пришлось привыкать к публичности, осваиваться. И, видимо, не было рядом такого человека, как Левин у Росселя, который мог бы что-то подсказать, помочь в организации съемки. Который был бы неким надежным связующим звеном между губернатором и прессой.

— Станислав, сложно найти компромисс между творческой задачей и цензурой? Она ведь есть в работе человека, снимающего первых лиц региона?

— Это, скорее, самоцензура. С каким-то давлением («здесь снимайте, а здесь нет») я не сталкивался. Разве что иногда при Мишарине было нечто подобное. Я «личником» работал, бывало, человек из его команды грудью встанет: «Стас, все, здесь не снимай». А между тем блогеры суетятся, снимают кто во что горазд и потом — к гадалке не ходи — весь этот хлам выложат в сеть. Я-то за свою работу отвечаю, знаю, как снимать первых лиц. В Казань опять же приезжали, Мишарин зашел в православный храм — тут же команда: «Он свечку будет ставить, ты это не снимай». Что в этом такого? Россель поднимал Верхотурье, неоднократно заходил в храмы, у меня с тех времен множество снимков.

Станислав Савин: всегда держит дистанцию и никогда не использует фотошоп.

Фото Алексея Кунилова

Но, повторюсь, как таковой жесткой цензуры нет. Просто сам понимаешь, что если ты что-то нелицеприятное сделаешь, тебя неправильно поймут и отлучат от дела всерьез и надолго. Или навсегда.

— Неужели никогда не было профессионального искушения поймать интересный, но, может быть, не совсем деликатный момент? Как, собственно, делают блогеры.

— Честно скажу — нет. Был у меня один кадр, его, кстати, потом заказало Ассошиэйтед Пресс. Отмечалось десятилетие американского консульства, на которое приезжал американский посол. И они там резали какой-то свой пирог. И вот я сделал кадр, когда посол с широко открытым ртом пытается откусить от огромного куска. Тогда интересно было. Но вообще, когда человек ест, мне самому неприятно снимать. Я воспитанник той старой школы фотожурналистики, которая придерживалась правила: зазвенели бокалы — аппаратура в сторону.

— К слову о старой школе. Какие профессиональные нормы ей были свойственны?

— Тогда мы работали с пленкой. Ограничение — 36 кадров. То есть ты ждал момент наверняка. Сейчас, с появлением «цифры», пластают серию снимков по принципу «что-нибудь да получится». Мы же во времена пленки были самодисциплинированны. Знали: мероприятие длится столько-то — должен сделать столько-то снимков, плюс кулуары, плюс несколько кадров про запас. Ответственность была много круче. Кроме того, нужно же было вернуться, все это дело проявить, высушить, напечатать, отглянцевать — целый процесс! А сейчас фотоаппараты с wi-fi, снимки сразу передаются, а бильд-редактор что-нибудь уж выберет. Эта легкость исполнения работы не может не отражаться на качестве работы. Голова отключается, знай — жми на кнопку.

Еще сегодня непонятная мне мода завелась — снимать поближе к объекту. Чуть ли не объективом в лицо лезут. Мы всегда держали расстояние, есть же, в конце концов, длиннофокусные объективы. Ты в этом случае не в поле зрения объекта, не мелькаешь у него перед глазами, не доставляешь ему дискомфорт. Молодежь же теперь ничего не смущает. Хотя приятные исключения, конечно, есть.

— А есть в вашем архиве фотографии первых лиц региона, которые вы никогда никому не покажете?

— Пожалуй, нет. Как-то не сложилось. Да и задачи сделать такие снимки я никогда себе не ставил.

А вот интересных съемок, конечно, было немало. Одна из таких — открытие медно-цинкового рудника за Ивделем. Было невероятно интересно наблюдать сквозь объектив за Росселем, за его погружением в эту тему, за его эмоциями. Тайга кругом, а тут клочок освоенной земли! У него глаза горели!

Почему-то еще запомнилась съемка на первом «Иннопроме». Мы уже отработали, возвращались в резиденцию — как вдруг звонок:

«Срочно возвращайтесь!» Вернулись — оказалось, Мишарин собрался прокатиться на сигвее. Надо сказать, он быстро его освоил, уверенно поехал. Правда, Максимов все равно рядом бежал — страховал.

— Интересно, с кем-нибудь из губернаторов у вас сложились более теплые личные отношения?

— Нет, я всегда дистанцию держал. Максимум на уровне: «Здравствуй, Стас. Как дела?» Мне большего и не надо. Но в ИТАР-ТАСС был фотокорреспондент Анатолий Семехин, он работал с Борисом Ельциным до того, как тот в Москву уехал. Вот однажды Ельцин, будучи президентом, нанес визит в Свердловскую область. Прилетел в Екатеринбург, у трапа самолета выстроились все встречающие — Россель, силовики, пресса. Хлеб-соль наготове. А Толя оказался сразу за силовиками. И вот Ельцин спускается с трапа, Россель делает шаг навстречу — и тут… Борис Николаевич увидел Семехина. И мимо Росселя к Толе — обниматься. Все, понятно, в недоумении были.

— Вам приходилось фотошопом пользоваться? Скажем, последствия вечернего фуршета на лице объекта устранять? Или какой-нибудь физический изъян?

— Нет, что ты! Репортажная, событийная да и любая другая съемка — это же факт истории, его нельзя искажать. Максимум снимки в газету перед публикацией обрабатываются. И потом — во всех агентствах снимки, обработанные в фотошопе, никто не примет. Более того, это чревато дисквалификацией фотографа. А что касается физических недостатков… Я же их вижу и стараюсь эту «тему» обойти. Например, во время первых съемок Мишарина после ДТП

при определенном освещении были явно видны на черепе посттравматические последствия. Приходилось выбирать другую точку, снимать с другой стороны так, чтобы деформация была незаметна.

В работе возникают и другие неожиданные трудности. С Евгением Куйвашевым, например, я столкнулся с проблемой. Иногда возникает необходимость снять «проходку». То есть нужен снимок энергично идущего человека. И не одного, а в окружении. Так вот Евгений Владимирович раньше нередко во время таких проходов делал лишние, мешающие мне движения. Потирал лицо, например. Но со временем от этой привычки он избавился. Как-то снимал награждение в резиденции, в Доме Севастьянова, и Куйвашев заходил в зал под объявление «голоса Свердловской области» Паши Блика. Шел уверено, красиво, статно. Хорошие у меня снимки получились.

— Губернаторы по большому счету обычные люди. Они могут быть раздосадованы, разгневаны, раздражены. В каких случаях эти эмоции можно и нужно передать на снимках?

— Когда они являются дополнительной иллюстрацией к событию или журналистскому тексту, например. Как-то мы ездили с Мишариным на строительство дорожного кольца на перекрестке проспекта Ленина и улицы Луначарского. Там все было плохо, срывались сроки. Губернатор давал отповедь какому-то прорабу: «Я тебя заставлю! Ты сам возьмешь лопату!» Гнев Мишарина был как раз нужной иллюстрацией к ситуации. И я его снял. Получился Зевс, мечущий громы и молнии. Но это не значит, что я разделял эти эмоции. Во-первых, нашел, кого распекать, зачем на «стрелочника» кричать? Во-вторых, на мой взгляд, губернатор в любой ситуации должен держать себя в руках. В-третьих, что-то было в этом гневе искусственное, такой гнев — на публику.

Еще вспоминается одна съемка. Лосиный взрывался. Мне крайне нужен был снимок, как Греков — тогдашний командующий Уральским военным округом — докладывает о ситуации Воробьеву. Но они стояли тесным кружком вместе с другими официальными лицами, и мне пришлось подойти очень близко. У Грекова истерика случилась: «Что вы тут снимаете!» Сорвался человек. Ну, я отошел, подходит какой-то милицейский чин: дескать, что ж ты тут мешаешься? Я ему честно ответил, что не пристало боевому генералу устраивать девичьи истерики. У каждого своя работа.

— Не было никогда желания выставку организовать — «Первые лица»?

— Для выставки, определенно, у меня недостаточно материала. Это надо столько лет работать «личником», сколько Владимир Мусаэльян у Брежнева. Я, кстати, знакомился со школой его работы, чтобы задать себе критерий.

— Посещает ли вас такое чувство, как профессиональная зависть? Снял кто-то первое лицо региона блестяще, а у вас защемило: «Жаль — не моя фотография».

— Такого нет. Бывает, себя корю: «Что же ты так не снял?» А кому-то завидовать — какой смысл? На себя только остается злиться.

Наталья Тихонова, служба новостей «URA.Ru»

Оригинал

Дайджест - еще материалы
03 Марта, 09:20
Добавлены фотографииДобавлены видео

 

Всемирный фестиваль молодёжи объединит 20 тысяч молодых людей со всего мира. Свердловскую область на фестивале представляют 135 специалистов,  в том числе  — журналисты и блогеры.

29 Января, 10:36

Комиссия Союза журналистов России подвела итоги работы региональных отделений Союза за 2023 год. На сайте СЖР опубликован алфавитный список лучших. Из Уральского федерального округа в перечень попал  Свердловский творческий союз журналистов.

25 Января, 16:54

Постоянные читатели нашего сайта помнят, как медийная общественность Урала и Свердловский творческий союз журналистов бились за то, чтобы печатную прессу не изгоняли из супермаркетов крупных торговых сетей. Сайт Союза журналистов публикует и комментирует решение Минпромторга. Лёд раздора начал таять в январе?

17 Января, 15:57
Добавлены фотографииДобавлены видео

Сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" бьет рекорды популярности. Пока идеологи ломают копья, где поставить запятую в формуле "Запретить нельзя показывать", журналисты делают свою работу — стараются понять сами и объяснить зрителям, что такое хорошо и что такое плохо.

29 Декабря 2023, 09:24
Добавлены фотографии

8 декабря действующий глава РФ Владимир Путин заявил об участии в президентских выборах. Он подал документы в ЦИК как самовыдвиженец.

В качестве доверенных лиц кандидата на должность президента России Владимира Путина на сегодняшний день Центральная избирательная комиссия (ЦИК) РФ зарегистрировала 346 человек. Среди них немало журналистов, военкоров, телеведущих, руководителей СМИ. Об этом сообщает сайт Союза журналистов.

25 Ноября 2023, 13:44
Добавлены фотографииДобавлены видео

Сегодня в Москве на ВДНХ в рамках выставки-форума «Россия» проходит День Свердловской области. На выставку и медиафорум прибыло около сотни журналистов со Среднего Урала. Среди них секретари и члены правления СТСЖ, активисты творческого союза. Знакомим с дайджестом из их сообщений.

27 Октября 2023, 09:17

26 октября в Совете Федерации  Федерального собрания РФ сенатор Алексей Пушков провел заседание Комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ на тему «Искусственный интеллект и СМИ: возможности, опасности и перспективы». Об этом сообщает сайт Союза журналистов России.

02 Октября 2023, 18:57
Добавлены фотографии

Учебный год в Школе практической журналистики СТСЖ начинается позже, чем обычный. Итоги медийного лета и года подводят на форумах и фестивалях, оценки ставит строгое жюри. Как правило, финиш этого периода и становится стартом новой учебы. 

23 Сентября 2023, 21:35
Добавлены фотографии

В Сочи завершил свою работу XXVII Форум современной журналистики "Вся Россия- 2023" (12+). В этом году он собрал по традиции более тысячи участников . В работе Форума принимали участие журналисты из новых регионов России. 

22 Сентября 2023, 11:23
Добавлены фотографии

В рамках Форума современной журналистки "Вся Россия-2023" (12+) состоялась дискуссия «Опыт работы региональных отделений СЖР: успешные практики». Снимок сделал репортер выездного пресс-центра СТСЖ, а текст подготовили позже рерайтеры пресс-службы Союза журалистов.

* — «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, чем тот, что в пулях» — один из самых известных афоризмов Георга Кристофа Лихтенберга, философа и публициста

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru