Что такое «дореволюционный фотошоп» и как он повлиял на развитие российской журналистики

15 Июля 2015

 

Cегодня в духовно-просветительском центре «Царский» рядом с Храмом-на-Крови открылась выставка «Великий князь Сергий Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна в зеркале русской прессы. 1884-1905 годы».

Об этом теракте сообщали все газеты мираСудьба великого князя, который приходился Николаю II дядей, и его жены, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, трагична. Это его, Сергея Александровича, 15 февраля 1905 года в клочья разнесла бомба эсера Каляева. Его супруга в этот миг была всего в полутораста метрах от места взрыва: с другими, как сказали бы сегодня, женами ВИПов шила платки для раненых и инвалидов русско-японской войны. В эти платки ей пришлось собирать то, что осталось от мужа. Сердце великого князя нашли только на третий день на крыше соседнего дома.

Елизавета Фёдоровна пережила супруга, но не пережила гражданскую войну. Любившая и знавшая Урал, в 1914 году посетившая несколько здешних монастырей, в том числе Верхотурский, она в 1918-м вместе с другими представителями династии Романовых была сброшена в шахту под Алапаевском...

Впрочем, о первом, последних и лучших днях этой этих людей, два десятка лет проживших в любви и согласии, надо узнавать не спеша, разглядывая фотографии и пожелтевшие газетные страницы, впитывая слова знатока-проводника по лабирантам прошлого вроде Людмилы Шумской, историка Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества, подготовившего эту уникальную экспозицию. Мы же попросили рассказать и показать какую-нибудь сугубо профессиональную историю, раз уж зеркало – медийное.

Такая история нашлась.

Смыслом репортерского ремесла всегда была актуальность. В конце XIX века русская пресса стала уделять ей особое внимание. С фотоиллюстрациями, точнее, с репортерской фотографией по понятным техническим причинам было ещё туго. Зато в каждой, говоря по-современному, центральной газете был художник, которому поручали рисовать официальные события, особенно если в них принимали участие высокопоставленные лица, и обязательно – если члены императорского дома. Рисовать надо было много и быстро, при этом был велик риск изобразить лица представителей царствующей династии непохожими. Исказить лицо власти – за это во все времена и во всех странах с медийщиками обходились круто.

Вот и шел в ход прием, который наш экскурсовод назвала дореволюционным фотошопом. В акварельную картину (тогдашнюю инфографику) вставлялось-вклеивалось лицо, вырезанное из сделанной заранее фотографии.

Типичный пример «фотошопа-XIX»: в рисованую картинку вставлено фото лица великого князя. 

– И вот мы видим несимметрично большое или, напротив, маленькое по отношению к фигуре лицо великого князя, – Шумская подвела меня к стенду. – Но зато мы знаем, что это точно великий князь, он вполне узнаваем. И главное – в газете появился назавтра после события, а то и день в день.

И на крупном плане, и на общем заметно неестественное положение головы, которое не задрапируешь ни воротником, ни головным убором. Зато похож...

Правда, иногда при такой технологии случалось, добавила историк, что текст не соответствовал фотографии. Тут уж мне пришлось признаться, что старинный «фотошоп» тут не при чем, такие казусы случаются поныне, несмотря на техническую продвинутость и компьютерные технологии современных масс-медиа.

Если нынче такими ошибками грешат, в основном, небольшие газеты, где в штате нет корректоров и бильд-редакторов, то на рубеже веков в российской печати подобное встречалось сплошь да рядом. В том числе и в знаменитом «Московском листке», представленном в экспозиции. Его сотрудниками и авторами были Владимир Гиляровский и Антон Чехов. Последнего вряд ли надо представлять любителям литературы, а первого – знатокам и профессионалам журналистики. Кстати, сегодня на выставке тех и других было немало. Наша коллега, член правления СТСЖ и омбудсмен Свердловской области Татьяна Мерзлякова перед открытием выставки рассказала собравшимся о российской журналистике на заре прошлого века и закате империи. А мы добавили к её рассказу, надеюсь, небезынтересный штрих о «дореволюционном фотошопе».

Фотография на память в день открытия выставки: среди участников и организаторов – митрополит Кирилл и омбудсмен Татьяна Мерзлякова (крайняя справа)

Сергей Плотников, редактор сайта СТСЖ

Программа «Царских дней – 2015»

* — «Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, чем тот, что в пулях» — один из самых известных афоризмов Георга Кристофа Лихтенберга, философа и публициста

Почтовый адрес: 119021, г.Москва, Зубовский бульвар, дом 4.

Телефоны: (495) 637-51-01, 637-23-95

Адрес электронной почты: ruj@ruj.ru